Следующие несколько лет считаются одними из самых трудных для логистической сферы, перед которыми стоит важная и ответственная задача – сохранение стабильности цепочки поставок, несмотря на геополитическую неопределенность на мировой арене. К этому прилагаются еще несколько проблем: нехватка рабочей силы, повышение цен.
Многие современные европейские транспортные компании уже отметили, что прогнозирование тенденций в международной логистике еще никогда не было таким сложным и непредсказуемым. В последние несколько лет удалось понять, что ситуация может кардинально измениться. Причем причины ее изменения бывают неожиданными, а последствия подобных изменений приходится решать годами.
Какая ситуация с логистикой в Украине сегодня?
За период 2022-2023 годов в Украине отмечают существенное снижение по всем направлениям современного логистического рынка:
- Больше всего пострадали морские перевозки, их показатель составляет -61,6%.
- Гораздо меньшее снижение коснулось автомобильных перевозок, их показатель составляет -11,4%.
Но уже в 2024 году ситуация может кардинально измениться, поскольку на нее влияет множество актуальных факторов: начиная от развития небольших хабов и заканчивая повышенным вниманием к вопросам, связанным с энергоносителями.
Сегодня основными трендами украинской и европейской логистики в целом перераспределение инвестиций, инвестиции в аналитическую сферу. Происходит активная перестройка цепей поставок за счет закрытия границ с Беларусью, Россией.
Логистика требует серьезных изменений в сложных условиях реальности:
- перемещение предприятий;
- постоянные отключения электричества;
- невозможность использовать порты;
- уменьшение покупательной способности.
Это стало причиной увеличения вакантности, уменьшения арендных ставок на складских мощностях в разных областях Украины.
Важная задача 2024 года – сохранение рентабельности
В новом 2024 году международная экономика снова столкнется с постоянными колебаниями и отсутствием желаемой стабильности. Одним из самых сложных считается первый квартал, а начиная со второго-третьего квартала рынок будет постепенно восстанавливаться.
Что касается логистики, ей придется активно искать новые варианты, как грамотно организовать управление расходами/доходами в сложных условиях:
- снижение экономики;
- резкое падение фрахтовых ставок, тарифов;
- повышенный уровень инфляции;
- повышение стоимости топлива и прочее.
Если же экономическая ситуация в 2024 году будет аналогичной 2023 (не хуже), для малого и среднего бизнеса основной задачей остается сохранение прибыльности. Предприятия нуждаются в новой бизнес-стратегии из-за роста цен на топливо в странах Западной Европы, из-за приведения всех грузовиков к стандартам ЕС, при нынешних затратах на другие вопросы.
Обратная логистика
Одной из главных проблем для логистических операторов в 2024 году станет обратная логистика, которая будет очень эффективна. Это связано с активным развитием сферы интернет-продаж: около 40% товаров, заказанных онлайн, возвращаются, а 25% возвращенных товаров из индустрии моды автоматически отправляются на свалку.
Все это приводило к тому, что в 2023 году предприятия теряли львиную долю прибыли, поскольку приходилось тратить средства на:
- обратная переупаковка;
- доставку;
- сбор;
- возврат денежных средств.
Что касается потребителей, они также оставались недовольны тем, что приходилось отправлять товар обратно, долго ждать возврата денег.
В 2024 году передовая логистика возврата призвана сделать все товары доступными для дальнейшей перепродажи, что приведет к увеличению прибыли и снижению существенных затрат. Кроме того, отмечают повышенную удовлетворенность со стороны потребителей, что будет положительно сказываться на основных целях развития сферы логистики.