ФРТУ: повышение стоимости железнодорожных перевозок негативно повлияет на экономику страны

Федерация работодателей транспорта Украины направила письмо президенту, в котором призывает не допустить необоснованное повышение стоимости железнодорожных перевозок. По мнению федерации, это приведет к негативным последствиям для «Большой стройки» и всей экономики Украины. Копия письма также направлена ​​премьер-министру, Министру инфраструктуры, руководителям других министерств и ведомств Украины.

На сайте Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) был обнародован Проект приказа «О внесении изменений в Коэффициенты, применяемые к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги», согласно которому предлагается повысить тарифы на железнодорожные перевозки грузов.

ФРТУ отмечает, что предусмотренное проектом приказа резкое (до 52%) повышение тарифов на уже и так очень рентабельные железнодорожные грузовые перевозки повлечет негативные последствия для других отраслей экономики Украины.

В частности, состоится дальнейшая переориентация грузов с железнодорожных на автомобильные перевозки. Как следствие, существенно возрастет нагрузка на дороги, что приведет к ухудшению их качества. Это сведет на нет эффект от реализации проекта «Большая стройка». Также вследствие увеличения стоимости перевозок основных строительных материалов (песок, щебень, цемент) уменьшится объем строительства, в том числе в рамках «Большой стройки».

Если вырастут тарифы на железнодорожные перевозки угля, возрастет задолженность по заработной плате на шахтах, а это только усугубит кризис на украинских угольных предприятиях, которые и так в очень затруднительном положении. Значительный рост стоимости перевозок основных грузов, таких как уголь, зерно и строительные материалы только ускорит инфляцию.

В итоге инициатива МИУ приведет к уменьшению конкурентоспособности украинского экспорта на мировом рынке и экономический спад, вследствие уменьшения валютных и налоговых поступлений.

ФРТУ не поддерживает и не одобряет этот Приказ МИУ.

По мнению Федерации, главная цель указанного проекта – очередное повышение стоимости железнодорожных перевозок, а не унификация или приближение к экономически обоснованным тарифам. Так, например предлагается повышение тарифов на перевозку пустых вагонов 1-го тарифного класса и внеклассной группы до уровня 2-го тарифного класса без снижения тарифов 3-го класса.

 

В обосновании резкого повышения тарифов на грузы и пустые вагоны внеклассной группы и 1-го тарифного класса, авторы пояснительной записки к проекту приказа утверждают, что «расходы на транспортировку не зависят от типа груза в вагоне». Такое утверждение не соответствует действительности. Транспортировка грузов из разных классов требует различной технологии перевозок и совершенно разных объемов задействованной инфраструктуры. «Укрзализныця» (УЗ) к сожалению не может корректно рассчитать доходность или убыточность перевозок различных классов грузов. Системы учета, которая корректно отражала бы себестоимость перевозки различных видов грузов исходя из особенностей технологии перевозок просто нет. Внедрение такого учета должно стать одной из задач УЗ в рамках реформирования украинской железной дороги и перехода к новой системе тарифообразования.

Также в проекте отмечается, что повышение тарифов позволит «увеличить финансовые возможности для обеспечения ремонта основных средств» и «направить средства на освоение капитальных инвестиций». Такая аргументация приводится при каждом повышении тарифов, но по факту заявленные инвестиции не осуществляются – УЗ просто не выполняет свою программу капитальных вложений.

Средства, которые много лет собирались из украинской экономики из-за увеличения тарифов якобы на инвестиции, УЗ использовала не по назначению. Например, в 2019 году благодаря повышению железнодорожных тарифов на 14,2% «Укрзализныця» за счет украинских предприятий дополнительно получила 7 млрд грн, однако, выполнение плана капитальных инвестиций составил лишь 51% (факт -9,3 млрд грн). В 2020 году УЗ также не выполнила инвестиционную программу – при существенно сниженном плане в +12,6 млрд грн факт составил лишь 9,2 млрд грн. Нет оснований ожидать, что без полноценного руководства «Укрзализныци» в случае принятия этого проекта ситуация изменится.

В общем, железнодорожное тарифообразования в Украине требует системного реформирования, а не выборочных решений. Текущая система тарифов УЗ устарела и должна быть пересмотрена в комплексе.

Для преодоления кризиса железнодорожных перевозок в Украине вместо необоснованного повышения тарифов нужны неотложные меры по давно назревшей реформе украинской железной дороги.

В ФРТУ подчеркивают, что без профессионального и достойного доверия руководства все деньги будут просто растранжирины. Сейчас необходимо как можно быстрее назначить компетентный Наблюдательный Совет и профессиональных и мотивированных Председателя и членов правления АО «Укрзализныця». Также в рамках утвержденной Национальной экономической стратегии Украины-2030, планов действий Кабинета Министров необходимо реформирование «Укрзализныци». Речь идет о выделении из УЗ отдельных компаний по видам деятельности – инфраструктура, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, вспомогательные направления. Финансовое и организационное разделение АО «Укрзализныця» на отдельные юридические лица должно произойти согласно распоряжению Кабинета Министров Украины №1411. Необходимо создать Национальную комиссии, осуществляющую государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ).

В ближайшее время приоритетом также должно стать внедрение на «Укрзализныце» комплексной программы преодоления коррупции и повышение операционной эффективности, потенциал которой оценивается по меньшей мере в 20 млрд грн в год.

Источник: logist.today

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...